Новости

История Саратовской области-бомбёжки.

Прорыв группировки Вермахта к Сталинграду превратил Саратовскую область в прифронтовой регион. 9 сентября 1942 года здесь было введено военное положение. Первые вражеские самолёты в небе над Саратовом были замечены ещё в феврале 1942 года, но это была только разведка. Саратовский авиационный завод и Саратовский нефтеперерабатывающий завод (крекинг-завод) были включены Гитлером лично в список объектов, подлежащих обязательному уничтожению. Для бомбардировок саратовских заводов, железнодорожных станций и минирования фарватера Волги германское командование выделило специальную группу 4-го воздушного флота Люфтваффе. Важнейшей целью им ставилось также разрушение железнодорожного моста через Волгу в районе Саратова — единственного в Нижнем Поволжье. Летом вражеские бомбы обрушились на областной центр с сокрушительной силой. 25−26 июня главной целью немецких лётчиков стал Третий Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-3). В результате бомбардировок 26 июня 1942 года заводу был нанесен значительный материальный ущерб — разрушена почти четвертая часть основного производства, выведено из строя оборудование.
7−9 июля бомбардировкам подвергся железнодорожный узел Ртищево и некоторые объекты города. В конце июля бомбили Маркс, в начале и конце августа — Балашов. Неоднократно фашистская авиация совершала налеты на станцию Урбах и многие другие объекты. С прорывом немецко-фашистских войск к Сталинграду авиация врага еще больше активизировала свои действия в районе Саратова. Если в июле 1942 года над территорией Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО зарегистрировано было 72, а в августе 139, то в сентябре — 1614 самолето-пролетов врага. Несколько раз бомбили промышленные объекты Энгельса: заводы имени Орджоникидзе и имени Урицкого, фабрики перевязочных материалов и прядильно-ткацкую № 2, депо станции Покровск.
В сентябре главным объектом бомбардировок стал крекинг-завод им. С. М. Кирова, который снабжал горючим Сталинградский и Юго-Восточный фронты. Вечером 20 сентября у причала завода была потоплена баржа с 127 семьями, ожидавшими отправки в Краснокамск. Погибло около 250 человек. Самый сильный удар по крекинг-заводу был нанесен в ночь с 23 на 24 сентября. Самолеты врага совершили 16 заходов. Ими были сброшены 121 фугасная и свыше 400 зажигательных бомб. Были разрушены многие цеха, повреждены нефтехранилища. 24 сентября при налете на Саратов враг подверг бомбардировке нефтебазу Увек. После бомбардировок на восстановление предприятия вышли все работники. В очень сложных условиях завод продолжал работать и поставлял топливо на фронт. В дни Курской битвы фашисты хотели отрезать этот источник горючего от фронта. Но через две недели после бомбардировки первые тонны бензина пошли на Курском направлении. План был выполнен на 151%.
Потери среди населения Саратова только за сентябрь 1942 года составили 204 человека, из них 130 убитых.
Варварским бомбардировкам Саратов подвергался с 12 по 27 июня 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня фашистские бомбардировщики били по заводу № 292 — Саратовскому авиационному заводу. В течение 50 минут вражеские самолеты тремя колоннами, делая один заход за другим, сбросили 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. В результате налета вышло из строя более 70% производственных площадей, свыше 60% оборудования. Главный материальный склад также был полностью уничтожен, вместе со складами материалов и технической документацией. Множество самолетов сгорели прямо на конвейере, говорится в книге Дмитрия Дегтева «Тень Люфтваффе над Поволжьем». Полностью завод удалось восстановить только через три месяца. Одновременно были атакованы суда на Волге, между Саратовом и Камышином, в том числе корабли Волжской военной флотилии.
В ночь на 25 июня был совершен массированный налет на железнодорожный узел Балашов. Основными объектами бомбометания стали станция и аэродром, на которые были сброшены 239 фугасных и осколочных, а также 35 тяжелых зажигательных бомб. В результате возникших пожаров сгорели 92 вагона с воинскими грузами, а также были выведены из строя 30 секций железнодорожного пути. В ликвидации последствий налета принимали участие 150 человек из объектовых и участковых формирований, 80 человек пожарных команд с семью автонасосами, один пожарный поезд, а также железнодорожники. Работы велись всю ночь, а затем еще трое суток. Пожары были ликвидированы через два часа, а движение поездов частично восстановлено через шесть-семь часов. В ночь 27 июня был проведен налёт на Саратов. На сей раз атаке подверглись различные промышленные объекты, а также жилые кварталы. Различные повреждения получили завод силикатного кирпича, лесокомбинат и Саратовская ТЭЦ.
Общий ущерб от бомбёжек в Саратовской области оценивается в 215 млн рублей (в ценах того времени), погибли около 400 мирных жителей. С разгромом немцев на Курской дуге фронт стал стремительно откатываться к Днепру, а затем дальше на запад. Саратовская область перестала быть в сфере досягаемости фронтовой авиации противника. Поэтому летом и осенью 1944 года авиационные и зенитные части с Волги перебазировались ближе к фронту.
Источник:https://news.rambler.ru/other/44378452-voyna-saratovskaya-oblast-v-1941-1945-gg/