Новости

Начало войны и эвакуация

В течение первых двух недель с момента нападения Фашистской Германии на Советский Союз в саратовские военкоматы поступило свыше 22 тысяч заявлений от добровольцев, готовых защищать Родину.
Для охраны предприятий, объектов железных дорог и борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в области было создано 53 истребительных батальона, в которых состояло до 6 тысяч человек.
К осени 1941 года гражданские предприятия переводятся на выпуск военной продукции: оружия, снарядов, бомб, мин, походных кухонь, деталей, приборов и электрооборудования для военной техники. Швейные фабрики осуществляют пошив армейского обмундирования и снаряжения.
28 августа 1941 года принимается решение о выселении из Поволжья лиц немецкой национальности. Депортации подверглись 375,5 тысяч немцев АССР Немев Поволжья, 46,3 тысяч — из Саратовской и 26,2 тысяч — из Сталинградской областей. 7 сентября немецкая автономия была упразднена, 15 районов республики отошли к Саратовской области, а 7 районов — к Сталинградской области. Бывшие немецкие сёла заселялись эвакуированными из западных районов страны и переселенцами из соседних областей. Из миллиона эвакуированных и беженцев почти треть осталась в нашей области. Кроме того, в область эвакуировали 60 школ-интернатов и детских домов.
В 1941-1943 годах в эвакуации в области находились Ленинградский госуниверситет, Московская консерватория, ГИТИС, МХАТ, Киевский академический театр Красной Армии, Полтавский драмтеатр, Украинский театр им. Шевченко, 2-й Харьковский украинский театр.
До конца 1942 года в города и посёлки области было эвакуированы около 100 предприятий. Количество заводов союзного значения в области выросло в полтора раза. Вот только военный призыв создал проблему с рабочей силой.
Поэтому работать первые месяцы войны вызывались студенты, женщины, подростки и пенсионеры. С весны 1942 года была объявлена трудовая мобилизация.
На предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом: «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Заводы перевыполняли суточные задания.
Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен на Саратовском авиазаводе. Четверть горючего, потраченного за всю войну была произведена на саратовском крекинг-заводе им. Кирова (Саратовский НПЗ).
Источник:https://zen.yandex.ru/media/zhabkin/saratov-vo-vremia-i-posle-velikoi-otechestvennoi-voiny-5af2fe273dceb755566a7a63