Новости

Саратовская промышленность — фронту .

На территории региона в годы войны на износ, днем и ночью, работали сотрудники множества промышленных предприятий. Завод № 416 им. Кирова (завод «Крекинг», ныне Саратовский нефтеперерабатывающий завод), несмотря на разрушения от вражеских бомбардировок в июне 1943 года, уже в начале июля запустил 40% мощностей, к концу месяца государственный план по выпуску бензина был перевыполнен, в конце 1943 года фронту сверх плана было дано 67,302 тыс. тонн бензина. Завод № 292 Наркомата авиапромышленности (Саратовский авиационный завод) за годы Великой Отечественной войны выпустил более 13 тыс. самолетов — истребителей Як-1 и Як-3, это практически каждый четвертый истребитель авиационной промышленности страны.
Завод № 306 Наркомата авиационной промышленности (сегодня СЭПО) был единственным заводом в стране, который выпускал магнето — сердце для авиационных двигателей. Обмотчицами в цехах работали девушки, освоив профессию за два месяца, девушки работали по 14−16 часов в сутки. Саратовский государственный подшипниковый завод № 3 Наркомата среднего машиностроения (ГПЗ-3) выпускал подшипники для танков и самолетов. Завод серьезно пострадал от бомбардировок в июле 1942 года, но уже через шесть дней выпуск продукции был частично восстановлен. Несмотря на бомбёжки лета 1943 года, среднесуточный выпуск подшипников только возрастал и составил в январе 1944 года 15,3 тыс. штук в сутки. ЗАВОД № 195 — щелочных аккумуляторов. Здесь впервые в СССР в годы войны начали производить большие партии никель-железных аккумуляторов. Также завод выпускал кадмиево-никелевые аккумуляторы, гранаты РГ-41, миномет-лопаты, 37-мм мины, поставляя продукцию на фронт. В течение 47 военных месяцев предприятие неоднократно перевыполняло план.
Завод № 180 Наркомата танковой промышленности (впоследствии — Саратовский завод энергетического машиностроения, АО «Сарэнергомаш») до 1944 года включительно изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60, Т-70, а также 1141 бронебашню для СУ-152 и ИС-152, осуществил ремонт 1 134 корпусов танка Т-34. В 1944 году почти треть состава коллектива выполняла нормы в размере 150−200%, а почти одна пятая — свыше 200%. ФГУП «Саратовский агрегатный завод» вместо выпускаемых ранее запасных частей к тракторам переквалифицировался в производство противотанкового ружья системы ПТР-С, корпуса для мини снарядов. С 1942 года завод дополнительно приступил к выпуску узлов для пушки Д-25 и пушки 21-К2М.
Марксовский машиностроительный завод «Коммунист» (ОАО «Волгодизельаппарат») получил задачу выпускать вооружение и боеприпасы для нужд фронта. В короткий срок был освоен выпуск 120-миллиметровых минометов, снарядов и авиабомб, смонтировано 197 единиц оборудования, в три раза увеличена мощность дизельной станции. с 1943 года завод начал выпуск отдельных узлов и деталей к танку Т-34. За годы войны десятки пехотных дивизий были снабжены минометами с маркой волжского завода. Ежедневно на фронт отправлялись снаряды и авиабомбы, было выпущено 660 дизелей для зарядки аккумуляторов подводных лодок.
Работала Саратовская картографическая фабрика, которая за годы войны отпечатала и передала в войска 900 млн экземпляров топографических и специальных карт, было определено 168 тысяч геодезических и астрономических пунктов, привязано 62 тыс. элементов боевых порядков артиллерии, засечено 30 тыс. целей и ориентиров, отдешифрировано 500 тыс. аэроснимков, доставлено и подготовлено к изданию около 20 тыс. оригиналов топографических карт.
В Энгельсе работал эвакуированный из Москвы Завод № 213 Наркомата авиационной промышленности (завод им. С. Орджоникидзе). Началось производство гироскопов, автопилотов, тахометров, манометров и других авиационных приборов для истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной и санитарной авиации. Всего за период 1941—1945 гг. было выпущено свыше 2 млн высокоточных и надежных приборов для серийных самолетов типа МиГ, Як, Ла, Ил, Пе, Ту и танков Т-34, Т-44, «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов».
Площади завода «Молот» (Петровск) приняли из Москвы завод № 251 Наркомсудопрома. Во время войны кроме профильной продукции был налаженвыпуск гранат типа РГД и «лимонка», бронебойных снарядов Р-22 для скорострельной пушки. В начале 1943 года группе конструкторов завода была присуждена Сталинская премия за разработку нового вооружения.
Из Москвы в Саратов в июле 1941 года был эвакуирован созданный с целью серийного производства приборов управления зенитным огнём и систем звукоулавливания для пеленгирования самолётов завод (ФГУП «Производственное объединение „Корпус“). Уже с января 1942 года завод приступил к выпуску и поставке продукции для фронта: корпусов бронебойных снарядов, ударных механизмов взрывателей мин, корпусов фугасных снарядов для „Катюши“, приборов управления артиллерийским и зенитным огнём, приборов маскировки войск.
В 1941 году на Саратовский завод были эвакуированы три электротехнических завода — Ленинградский, Ярцевский и Гомельский (ООО Электротехнический завод „ГЭКСАР“). Около 50% продукции было снято с выпуска и ужево второй половине 1941 года предприятие начало выпуск спецпродукции, боеприпасов, военного снаряжения, который составил около 38% в структуре производства. За годы войны было освоено 110 наименований новых изданий и запасных частей. В том числе реле типа HP, КР, СКР, УНР, ДСР, АР — всего 27 наименова­ний, запасные час­ти топливной аппа­ратуры для 13 раз­личных марок оте­чественных и им­портных дизелей. Кроме того, выпускалась телеграфная аппаратура: станции типа 25Д-41, ретрансляторы.
В период Великой Отечественной войны на территории Саратовской области было более 560 промышленных предприятий. На базе заводов Саратова и области в 1941 году было размещено более 100 крупных эвакуированных предприятий. Основная часть крупных предприятий размещалась в Саратове, 35 заводов которого относились к крупнейшим оборонным предприятиям страны с общим количеством рабочих более 60 тыс. человек.
Колхозы и жители области — фронту
Практически во всех регионах страны сельское население в годы войны трудилось, чтобы обеспечивать фронт самым необходимым. Вместе с эвакуированными предприятиями, университетами, театрами через территорию области проследовало более 1 млн человек эвакуированных и беженцев, почти треть из них осталась в Саратовской области. Сюда же прибыли около 60 школ-интернатов и детских домов.
В первые же дни войны колхозы области передали армии 17 тыс. лошадей, в машинно-тракторные станции — 5 тыс. тракторов. Летом 1941 года на полях Саратовской области зрел богатый урожай. На колхозных и совхозных полях трудились и стар и млад. Саратовская область в 1941 году сдала государству 940,212 тыс. тонн хлеба.
Как и на заводах, в колхозах работы велись в основном силами женщин и подростков. Только летом 1942 года на полях колхозов и совхозов работало около 200 тыс. человек молодежи и школьников, из них 9 тыс. студентов и 16 тыс. школьников Саратова. „Все для фронта, все для победы!“ — под этим лозунгом самоотверженно трудились женщины, старики, дети. Женщины составляли 57% работников заводов и 85% трудоспособных колхозников области, отмечают Г. А. Колемасова и П. П. Фролкин в материале „Саратовская область в годы Великой Отечественной воны“. Временная потеря западных и южных хлебородных районов в начале войны увеличила значение Саратовского продовольствия. Колхозы и совхозы области поставили в 1941—1945 годах только зерна 162 млн пудов, тогда как в Первую мировую войну губерния заготовила 64 млн пудов. Женщины освоили трактора и зерновые комбайны. Большую часть хлеба и других продуктов селяне сдавали в фонд обороны. В 1942 году из 2,283 млн центнеров зерна, выделенных к выдаче на трудодни колхозникам Поволжья, в фонд обороны и помощи рабочим было отчислено 35,6%.
Саратовские колхозники вместе со всеми трудящимися Саратовской области только в 1942 году внесли на строительство боевых самолетов 133,5 млн рублей. Саратовский колхозник Ф. П. Головатый внёс 100 тыс. рублей личных сбережений на строительство самолетов. В декабре 1942 года в газетах было опубликовано письмо Иосифа Сталина, который выражал благодарность уроженцу Саратовской области. О вкладе Головатого в Победу узнали во всей России, только в Саратовской области к 15 января 1943 года 44 человека внесли на строительство танков и самолетов от 100 до 300 тыс. рублей каждый. В целом по различным оценкам саратовцы в годы войны сдали на строительство самолётов около 400 млн рублей.
За время войны Саратовская область сдала 2,6 млн тонн зерна, 128 тыс. тонн мяса, 48 тыс. тонн подсолнечника. Было передано Сталинградскому и другим фронтам 1335 боевых самолета, построенных на средства жителей области. Местное население в течение первых двух лет постоянно привлекалось в порядке трудовой мобилизации на строительство оборонительных укреплений, аэродромов, автомобильных и железных дорог. Только на сооружении оборонительных рубежей были задействованы более 100 тыс. человек.
Источник:https://news.rambler.ru/other/44378452-voyna-saratovskaya-oblast-v-1941-1945-gg/